В Преображенском (Никольском) храме Старицы впервые более чем за 100 лет совершено архиерейское богослужение
25 марта в 2023 году — последняя родительская суббота Великого поста. В этот день митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил малое освящение северного придела святителя Николая Чудотворца Преображенского храма в Старице, который известен еще и как Никольский, по именованию придела в честь святителя.
В XVII веке на этом месте был построен деревянный храм в честь святителя Николая Мирликийского. В начале XVIII века разграбленную церковь отстроили заново, а рядом построили теплую каменную Казанскую. Теплый храм был мал для прихожан, его разобрали, а камень использовали на строительство новой каменной церкви с посвящением событию Преображения Господня. Храмозданная грамота на построение каменной Преображенской церкви с Казанским и Никольским приделами была дана в 1784 году на прибрежном посаде левого берега Волги. Было заложено большое здание, его базовые размеры со временем не менялись, за исключением пристройки колокольни, поэтому изначальный масштаб постройки сохраняется до настоящего времени. Во время немецкой оккупации Преображенская церковь не была разрушена, поэтому она сохранила свою объемно-пространственную композицию. В 1946 году здание церкви приспособили под пекарню. В результате были снесены все венчающие части комплекса и от глав остались только постаменты. До недавнего времени в храме царила мерзость запустения.
Трехпрестольный Преображенский храм в настоящее время восстанавливается. Восстановлены и приведены в порядок из совершенно безобразного состояния северный придел в честь святителя Николая Чудотворца и трапезная часть храма. В этом приделе после его малого освящения митрополит Амвросий впервые более чем за 100 лет совершил архиерейскую Божественную литургию.
Преосвященному владыке сослужили: благочинный Старицкого церковного округа протоиерей Владимир Марценюк, наместник Успенского монастыря в Старице игумен Дамаскин (Леонов), настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Иванищи священник Иоанн Носков, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Емельянове священник Димитрий Каракетов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Бродах Старицкого района священник Вячеслав Курков, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, настоятель храма в честь мученицы Параскевы Пятницы г. Старицы священник Николай Колесников.
На богослужении молились прихожане храмов Старицкого округа, паломники из Москвы, ктитор и воссоздатель храма Н.Л. Пестров.
После Евангельского чтения об исцелении глухонемого архипастырь обратился с проповедью к молящимся:
Господь отвел этого человека в сторону, подальше от лишних глаз. Люди, как всегда, собирались для того, чтобы найти какое-либо зрелище, так было и тогда. Но Господь не дает им этой возможности. Однако Господь совершает ряд четких действий, направленных, очевидно, на этого человека. Ведь если мы вдумаемся, то заметим, что всякий раз, когда Христос совершал чудо, Он предварительно говорил с тем, кого исцеляет, либо с теми людьми, по вере которых Он это чудо совершал. Но немой не мог слышать слов Христа.
И потому, чтобы пробудить в нём веру, без которой исцеления не имеют смысла, Спаситель совершает действия, видя которые человек начинает верить в возможность чуда. Таким образом, в сегодняшнем Евангелии мы встречаем своего рода язык жестов, при помощи которого воплощенный Бог общается с человеком с ограничениями. Христос мог бы совершить это чудо и без каких-либо манипуляций, но для того, чтобы войти с исцеляемым в диалог, Он и производит действия, которые нам со стороны кажутся даже несколько странными. Однако, по-видимому, для глухого они имели смысл. И первое слово, которое услышал исцеленный, было арамейское «еффафа», которое переведено как «отверзись».
На сугубой ектении произносились прошения об Отечестве и о мире. Архипастырь прочитал молитвы о восстановлении мира и о завершении воссоздания Спасо-Преображенского собора Твери.
На заупокойной ектении возносились молитвы о новопреставленном епископе Феофилакте (Моисееве) и о всех скончавшихся православных христианах.
Вынимая частицу из просфоры во время пения Херувимской песни, митрополит Амвросий произнес особую покаянную молитву о мире:
Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и утиши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.
Архипастырь совершил молитву о болящих, о гонимых архиереях, священнослужителях, монашествующих, братии Киево-Печерской лавры, благочестивых мирянах Украинской Православной Церкви и о благодетелях Тверской епархии.
По заамвонной молитве митрополит Амвросий в сослужении духовенства совершил литию в центре храма. По окончании богослужения митрополит поздравил всех с совершëнной службой:
Сегодня в этом святом храме, в приделе святителя Николая, в котором мы молились, впервые за последние сто лет совершено архиерейское богослужение. И сегодня пусть еще не ровно и не громко, но уже бьется сердце этого Дома Божьего, история которого очень неоднородна и преподает нам, людям, живущим в XXI веке, важные, строгие и предупреждающие всех нас уроки. Этот храм был закрыт людьми, которые прежде были крещены и считали себя православными христианами. Он не был разрушен немцами — иноплеменными и иноверными нам, но в 50-е и 60-е годы был обезображен властями этого места и людьми, живущими в Старице. Очень часто мы почему-то пытаемся искать причины своих бед и нестроений где-то вовне — «другие виноваты, а уж мы-то хорошие». Но если мы посмотрим на то, что происходило в XX веке, то поймем, что это далеко не так. Не зарубежные враги, а мы сами разрушали прежде созданное и намоленное предшествующими поколениями, сами оказывались врагами своего Отечества, худшими, нежели иноплеменники. Многие храмы и обители на нашей Тверской земле стерты с ее лица уже безвозвратно, и не кем-то иным, а русскими людьми, которые обезумели в своем отступлении от Бога, которые забыли, где их начало и где их конец, где наше Небесное Отечество и Кто наш Небесный Отец. И сегодня мы как никогда должны не забывать об этом сами и свидетельствовать об этом словом и делом тем людям, которые находятся вокруг нас, а также нашим детям и нашим внукам. Но слова сегодня потеряли ценность. Очень часто мы спрашиваем, почему наши дети, наши внуки нас не слушают, почему всё то, о чëм мы им говорим, они не воспринимают и не поступают так, как мы учим их. Да потому, что нет примера, мы сами его не подаем. Только пример жизни побуждает человека исполнять слово, обращенное к нему. А если слово с делом расходится, тогда слова обличают человека, произносящего их. Потому что слова у него одни, а дела — другие.
Мы сегодня очень далеки от силы, красоты и славы тех, кто прежде создавал жизнь церковную на нашей Тверской земле. Это были гиганты духа, а мы — уродливые карлики. И тем не менее мы просим Бога, чтобы Он и нам тоже позволил хотя бы немножко вернуть к жизни и нынешним и грядущим поколениям передать всё то, что наши отцы и деды в недавнем XX столетии так обезобразили и уничтожили. Нам далеко и до духа, и до внешнего благолепия, которые зафиксированы в книгах по истории нашей земли и в оставшихся фотографиях и картинах. Но от нас сегодня Господь ожидает главного — чтобы мы были Ему верны. Сегодня достаточно храмов и на Старицкой земле, но по воскресным дням они не наполняются так, как сегодня наполнен этот храм. Сколько тысяч людей живет в Старице, а где эти люди? Большинство из них наверняка крещены. А разве живут они Богом, разве они являются по-настоящему христианами? Или вера заключается в том, чтобы покреститься, а потом в конце жизни родственники настояли на твоем отпевании в храме, а может быть, даже и не в храме, а в морге? И где тогда плоды этой веры, где тогда все надежды на то, что жизнь наша образуется и люди станут не по названию, а по сути своей христианами?
Мы все хотим, чтоб мир был добрым, светлым, справедливым, чтобы мы друг к другу относились по-человечески. Но если мы не по-человечески относимся к Богу, друг к другу, к Матери Церкви — каких плодов мы тогда ожидаем?
Воссозданные сегодня храмы являются безмолвными, но очень красноречивыми обличителями нашего маловерия, нашего упорства во грехе, равнодушия, окамененного нечувствия и отсутствия верности Спасителю. Двери открыты — приходите, молитесь, питайтесь от Таинств церковных, исповедуйтесь, причащайтесь, прививайте себя, как веточка к лозе Христовой, через Таинства Святой Церкви. Это и есть самая настоящая жизнь. В храме мы как христиане начинаем жить, а за пределами, не замечая того, медленно духовно умираем. Для того чтобы этого умирания не происходило, нам необходимо, подобно тому как мы вкушаем пищу или пьем воду, вкушать постоянно от злака Божественных Таинств. Если этого не происходит, то наступает духовная смерть. Мы вроде двигаемся, смотрим, ходим, слышим, говорим что-то, а на самом деле являемся духовными мертвецами и становимся неинтересными для других и даже для самих себя. Почему сегодня в мире так много депрессии и уныния? Потому что человек забыл о Боге, потому что он ищет какой-то радости вне Бога, смысла вне Бога. Но нет тех смыслов в этом мире и той подлинной радости, которую мы можем найти в общении со своим Небесным Отцом. Тогда появляются смыслы, которые начинают играть разными гранями и красками. Тогда и радость приходит в нашу жизнь, когда мы сердцем своим ощущаем радость, пришедшую нам Христом, радость Воскресения Христова, радость Пасхи Господней и грядущего совоскресения с Ним.
Я желаю, чтобы ныне протоптанная тропа в этот храм никогда не зарастала; чтобы, несмотря на немноголюдность и в то же время достаточное количество числа жителей Старицы, они находили в себе разум, силу и ревность приходить в нашу Церковь, любить Бога и через это учиться любить ближних. И через это по-настоящему жить.
Я сердечно благодарю ктитора и воссоздателя сего святого храма, который подлинно на этой земле уже воздвиг себе памятник нерукотворный. Мы все когда-то окончим путь земного бытия. Но счастлив тот человек, который оставит после себя храм, потому что в этом храме всегда будет возноситься молитва о его строителях и воссоздателях, о тех людях, которые посвятили свои таланты, время и средства для того, чтобы в храме вновь совершалась Божественная литургия. С сегодняшнего дня я благословляю начать здесь регулярные еженедельные богослужения, чтобы люди могли прийти, помолиться. Чтобы храм жил, чтобы люди находили в нём дорогу и через это приобщались к источнику жизни вечной.
Митрополит Амвросий вручил Благословенную архиерейскую грамоту во внимание к добросовестным пастырским трудам и в связи с 20-летием служения в священническом сане протоиерею Владимиру Марценюку.
В конце богослужения митрополит благословил всех молящихся и подарил каждому книгу «Добро пожаловать в Церковь».
Затем в сопровождении настоятеля храма и ктитора архипастырь ознакомился с проектом иконостаса и осмотрел сам восстанавливающийся храм.
Справочная информация:
На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Владимир Марценюк, игумен Дамаскин (Леонов), священник Иоанн Носков, священник Димитрий Каракетов, священник Вячеслав Курков, священник Сергий Будков, священник Николай Колесников, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
За богослужением пел хор под руководством Ольги Коруна.
***
Вопрос о проведении ремонтно-реставрационных работ в Никольской церкви встал только в 1970-е годы. Неудовлетворительное общее состояние здания, но самое главное — практически полная утрата кровель способствовали тому, что в первую очередь решили восстановить кровлю на всех объемах храма. При этом сохранившаяся первоначальная стропильная система позволяла провести реставрацию крыш с сохранением их первоначальной геометрии, размеров и конструкций. Утраченный купол колокольни возобновлялся по сохранившимся элементам, обнаруженным в процессе натурных исследований, а элементы венчающих частей — малый купол, подкрестный шар и крест — по архивным фотографиям.
Вторым этапом проведения реставрационных работ являлось восстановление планировочной структуры памятника с полным раскрытием всех его внутренних объемов. К 1980 году были выполнены первые два этапа реставрационных работ. А в 1982 году Старицкий райисполком принял решение приспособить отремонтированное здание под спортивный зал ДСО «Урожай», однако из-за отсутствия финансирования эти работы не были проведены.
В 2015 году началась активная деятельность по восстановлению храма. 15 июня 2021 года на колокольне храма святителя Николая Чудотворца установили восемь колоколов. Самый большой колокол весит 660 килограммов, самый маленький — 15. Колокола отлиты в Каменск-Уральске на известном заводе «Пятков и К». Перед тем как колокола были подняты на колокольню, благочинный Старицкого округа протоиерей Владимир Марценюк совершил чин освящения колоколов. 19 августа 2022 года в Преображенском храме был освящен и установлен крест.