Васильевское. Церковь Василия Великого. - Фонд св. Михаила Тверского
Вы читаете
Васильевское. Церковь Василия Великого.

Васильевское. Церковь Василия Великого.

Посмотреть галерею

Среди села стоит Васильевская церковь, построенная в 1807 г. на средства прихожан и сделанная из старицкого известкового камня. Храм имел два придела: правый — во имя Святой Троицы и левый — иконы Скорбящее Божьей Матери. Живопись в приделах сделал старицкий живописец Иван Ефимович Жуков. В 1901 г. в приходе церкви было 181 хозяйство, в которых проживали 1445 человек (662 мужчины и 783 женщины). Прихожане были из с. Васильевское и д

В лето 1807 в 55 верстах от Твери и 35 верстах от Старицы, в селе Васильевское, на средства прихожан, из старицкого известкового камня была построена Васильевская церковь. Храм имел три придела: в холодной Святителя Василия Великого, в теплой – правый во имя Святой Троицы; левый – иконы Скорбященской Божьей Матери. Живопись в приделах сделал Иванишский живописец Иван Ефимович Жуков.
Из икон обращают на себя внимание: св. Василия Великого, апостолов Петра и Павла, также имеются два запрестольных креста и старинная плащаница.
По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год приходских дворов в селе 133: мужского пола в них 436, женского – 446. Служили: благочинный священник Иаков Гаврилов — 44 года, диакон Андрей Степанов — 27 лет, дьячек Иван Иванов — 33 года, пономарь Алексей Михайлов — 21 год.
В 1901 г. в приходе церкви было 181 хозяйство, в которых проживали 1445 человек: 662 мужчины и 783 женщины. Прихожане были из с. Васильевское и дд. Терпилово, Чадово, Никоново, Болотьково. Священником церкви в это время был Александр Иванович Фирсов 41-го года, псаломщиком – Василий Семенович Соколов 24-х лет.
В 1914 году служили: Священник Анатолий Вишняков 27-ми лет, псаломщик Николай Воскресенский 38-ми лет. Прихожан в деревнях: Терпилово, Чадово, Никоново, Болотьково — 683 мужчины и 805 женщин.
В 1937 г. Васильевская церковь была закрыта. До последнего времени колхоз использовал храм под зернохранилище. В настоящее время церковь восстанавливается.

По материалам:
Достопримечательности в Старицком уезде / И. Крылов. – Летопись, выпуск 1. – Старица, 1915.
Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда / Клировые ведомости. – 1828.
Тверской епархиальный статистический сборник / Добровольский И. – Сборник. – Тверь, 1901.
Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914.
Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень / издание. – Старица, 2007.

д. Терпилово, Чадово, Никоново, Болотьково. Священником церкви в это время был Александр Иванович Фирсов, 41-го года, псаломщиком — Василий Семенович Соколов, 24-х лет. В 1937 г. была закрыта Васильевская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под зернохранилище._x000D_
По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Село Васильевское, в нем церковь каменная во имя Святителя Василия Великаго построенная в 1807 году, покрыта железом, утварию довольна, опись утвари церковной и приходорасходныя книги имеются, однокомплектная, земли при ней отмежевано 36 десятин, приходских дворов 133, а в них мужеска пола 436, женска 446 душ, в близости имеются селы: Ушаково и Казнаково в 2-х, Станишино В 3 верстах, от епархиальнаго города Твери в 55, а от уезднаго города Старицы в 25 верстах._x000D_
В 1828 году служили: Благочинный священник Иаков Гаврилов — 44 года. Окончивший богословский курс по аттестату данному семинарским правлением, науки проходил при честном поведении с хорошим успехом. Проповеди сказывает. Не вдов. Во священника произведен в 1805, а благочинным в 1819 годах. Граммату имеет. Родства между собою ни какаго не имеют. В дурных поступках не замечены. Жена его Ольга Алексеева — 41 год. Дети их: Михаил ­ 13 лет в Старицком вышшем уездном училище, прозванием Зверев, Глеб — 10 лет в Старицком вышшем уездном училище прозванием Дедов, Любовь — 5 лет, Елисавета — 1 год. Диакон Андрей Степанов — 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончиший богословский курс по аттестату выданному семинарским правлением принадлежит ко 2-му разряду. Проповеди сказывает. Не вдов. Во диакона произведен в 1827 году. Грамоту имеет. До диакона подозрительнаго дела не было. Жена его Елена Алексеева — 18 лет. Дьячек Иван Иванов — 33 года. Читает и поет хорошо. Из уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен был дьячком и в стихарь посвящен Тверскаго уезда в село Копылево в 1816, а в оное переведен в 1826 годах. Грамоту и переходящий указ имеет. Оный дьячек в бытность его Тверскаго уезда в селе Копылеве дьячком же за драку тогож села с священником Прокопием наказан был отрешен от дьяческой должности и был послан в монастырь на год. Жена его Евдокия Иванова — 31 год. Дети их: Василий — 9 лет в Старицком нижшем прих. училище прозванием Томилин, Матрена — 6 лет, Пелагея — 3 года. Пономарь Алексей Михайлов — 21 год. Читает и поет порядочно. Из нижшаго отделения уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен пономарем и в стихарь посвящен в 1825 году. Грамоту имеет. До пономаря подозрительнаго дела не было. Жена его Федосья Андреева — 21 год. Сын их Иван — 1 год. Умершаго диакона дети: Андрей — 17 лет в Старицком вышшем уездном училище позванием Гусев, Евдокия — 15 лет, Елена — 13 лет. Стефановы. Вдовая дьячиха Евдокея Иванова — 31 год. Дети ея: Сергей — 12 лет в Старицком вышшем приходском училище прозванием Тархов, Ирина — 10 лет, Константин — 8 лет в Старицком нижшем приходском училище прозванием Тархов, Мария — 6 лет. Ивановы. Вдовая пономарица Агрипена Петрова — 40 лет. Сын ея Михаил Матвеев — 19 лет в философии прозванием Молков._x000D_
Прихожан в селе Васильевском, в сельце Чадове, в деревнях: Терпилове, Болотькове, Никонове — 133 двора (436 мужчин, 446 женщин)._x000D_
По данным 1901 года: Село Васильевское, от Твери 55 верст, от Старицы 35 верст. Церковь Васильевская, построена в 1807 году, каменная, престола три: в холодной Святителя Василия Великого, в теплой: правый Святой Троицы, левый Скорбященской Божией Матери. Церковные документы: опись, метрики с 1802 года. В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Фирсов 41-го года, студент семинарии, в служении с 1881 года, священником с 1886 года. Псаломщик Василий Семенович Соколов 24-х лет, в должности с 1899 года. Прихожан в селе Васильевском, в деревнях: Терпилове, Чадове, Никонове, Болотькове — 181 двор (662 мужчины, 783 женщины)._x000D_
В 1914 году служили: Священник Анатолий Вишняков 27-ми лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик Николай Воскресенский 38-ми лет, на службе 13 лет, в Васильевском храме 8 лет. Прихожан в деревнях: Терпилово, Чадово, Никоново, Болотьково — 683 мужчины и 805 женщин._x000D_
По материалам изданий Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. — Старица, 2007. Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1914.; Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. В его экспозиции – только шедевры. Их можно пересчитать по пальцам – эти жемчужины искусства Святой Руси. И в этом «Святая Святых» выставлены две иконы из сельского храма, о котором пойдет речь: церкви Святителя Василия Великого (с. Васильевское, Старицкий р-н Тверской области). «Одна – с Богоматерью Одигитрией и святителем Николаем Мирликийским на обороте, – читаем мы в путеводителе по Музею Андрея Рублева (Москва, 2012), – вторая – с фрагментарно сохранившимся «Рождеством Богоматери» и полностью переписанной в позднее время оборотной стороной». Авторы путеводителя характеризуют их как «лучшие памятники тверской иконописи в собрании музея». «Значение и художественный уровень (икон), – пишет в замечательном исследовании «Село Васильевское и деревня Рамейково. Церковь Свт. Василия Великого. Этнографический очерк» (Старица, 2013) этнограф Марина Анатольевна Зенина (родители которой, раскулаченные в начале 30-х г.г., родом из д. Рамейково), – показывает включение их в самые крупные публикации музея: «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств ХIV – ХVI в.в.» 1970 г., «Живопись Древней Твери» 1974 г., а также во все значительные издания, посвященные самому музею (1972 г., 1989 г., 2007 г. и др.)»._x000D_
Что же это за храм, сохранивший для потомков столь удивительные сокровища? Приведем важнейшие сведения о нем, взятые, главным образом, из упомянутого исследования М.А. Зениной. История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней – поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: двор попов, двор проскурницын, двор понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих._x000D_
Но 1594 г. – это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х г.г., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова – Василий и названия храма – Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей._x000D_
Но вполне возможно, что храм еще более древний. Ведь упомянутые в начале очерка иконы датируются исследователями первой четвертью (первая) и первой половиной (вторая) ХV века. Конечно, иконы могли быть написаны и не для этого храма, и быть переданы туда позже. И все же!.. А Василий Поликарпов во второй половине ХV века мог возвести новое здание церкви, разобрав прежнее за ветхостью. Как это сделали его далекие потомки в начале ХIХ века._x000D_
Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами._x000D_
Итак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) – во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) – во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом – холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной – теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида – одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, – вспоминает Константин Егорович Филиппов. – Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения»._x000D_
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах – старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, – многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон – сцены с изображением Иисуса Христа. В главном приделе частично сохранился резной деревянный иконостас. В настоящее время известны семь икон из церкви с. Васильевское. Они были обнаружены экспедициями Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, руководимыми главным хранителем музея В.В. Кириченко – 6 икон в 1967 г. и 1 («Рождество Богоматери») в 1968 г._x000D_
Итак, две уже упомянутые древние двусторонние запрестольные выносные иконы (на древках, их выносили из алтаря на крестные ходы во время главных праздников): «Богоматерь Одигитрия (Смоленская); Никола Чудотворец» первой четверти ХV в. и «Богоматерь Толгская; Рождество Богоматери» первой половины ХV в. Кроме того, «Св. Николай с 12 клеймами» ХVII в., «Св. Сергий Радонежский с 16 клеймами» ХVII в., «Деисус: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча» ХVIII в. (3 иконы). Деисус впоследствии был передан из Музея им. Андрея Рублева во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. К сожалению, другие иконы, находившиеся в храме (а их по воспоминаниям местных жителей было немало), хоругви, утварь и т.д. были утрачены, в основном, в «лихие 1990-е»._x000D_
Но вернемся к истории церкви Свт. Василя Великого. Она была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й. К моменту закрытия в храме служили два священника: о. Анатолий Вишняков и о. Иоанн (фамилия пока не установлена). После ареста священников храм закрыли, а в здании разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские. По воспоминаниям В.А. Горшковой, иконы начали растаскивать еще во время существования склада. «Но пока был склад, многие из них еще оставались, в перестройку иконы еще висели внутри, – вспоминает К.Е. Филиппов. – Хоругви лежали в небольшом помещении. Потом двери уже не запирались, все иконы и хоругви исчезли. Поскольку в церкви были керосин, бензин и азотистые удобрения, от фресок мало что осталось. В 1980-е г.г. сняли паникадило и увезли в неизвестном направлении». «Лет 15 назад, – вспоминала в 2012 г. Елизавета Михайловна Смирнова (в девичестве — Филиппова), — приехали какие-то люди, привезли огромную лестницу, вырезали фреску и увезли ее не известно куда»._x000D_
Духовная красота, жизнь по заповедям Христовым, благодать соборной молитвы в храме, думалось, навсегда ушли из с. Васильевского. Но Бог поругаем не бывает. В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью Тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова в храме начались восстановительные работы. Под духовным водительством о. Романа в храме свт. Василия Великого возрождается приходская жизнь. К сожалению, 21 апреля 2012 г. ушел в лучший мир главный благотворитель — Леонид Васильевич Дворников. Приостановились работы по восстановлению храма. Особенно тяжелая ситуация с трапезной, где, как мы помним, расположены два престола: много лет назад обвалилась крыша, в помещении гуляет ветер, идет снег, дождь, сыпятся остатки фресок…_x000D_
http://znamenie-brody.ru/o-khrame/vasilevskaya-tserkov-s-vasilevskoe

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Наверх