Реализация проекта «Летопись храмов Верхневолжья: возрождаем для потомков» в Старицком районе: д. Братково, Холохольня, г. Старица
В число следующей волонтёрской группы совместно с группой Фонда вошли также студенты Московского архитектурного института (МАРХИ) во главе с профессором Сергеем Владимировичем Борисовым.
В первую очередь хочется отметить состояние храма в Братково – Успенский храм находится в угрожающем состоянии. И это не голословные слова. Видящий много разрушающихся объектов, проф. Борисов был поражён удручающим состоянием храма, построенного владельцами некогда богатой усадьбы Ермолаевыми в 1804 г. по проекту тверского архитектора Николая Львова. Возведённый из красного кирпича, украшенный с северной и южной сторон четырёхколонными портиками, храм разрушается под воздействием ветров и воды. Перед нашим взором встали все ранее осмотренные белокаменные сооружения, построенные в более ранние годы и сохранившиеся в наилучшем состоянии. Теперь мы воочию увидели разницу между строительными камнем и кирпичом.
Имя Николая Львова, русского Леонардо, в последние годы не сходит с полос газет. За свою жизнь Николай Львов спроектировал и возвел около 90 сооружений. Его творения поражают своими архитектурными шедеврами – Приоратский замок в Гатчине, Троицкая церковь известная под названием «Кулич и пасха» в Санкт-Петербурге, церковь-ротонда Великомученицы Екатерины на Валдае, здание Почтамта и усадьба поэта Державина в Санкт-Петербурге. Являясь уроженцем торжокской земли, он часто строил на родной земле — усадьба в Никольском-Черенчицах (уцелели лишь погреб в виде трехэтажной пирамиды, церковь-усыпальница рода Львовых, кузница и один флигель от большого усадебного дома), собор Борисоглебского монастыря в Торжке, усадьба Знаменское-Раёк, усадьба Василёво. В усадьбе Бакуниных в Прямухино архитектор возводит Троицкую церковь и колокольню. В усадьбе Арапчёво, ныне не сохранившейся и принадлежавшей представителю другой ветви Львовых, архитектор строит Казанский храм и колокольню, называемую им просто — «Маяк христианства». Арапчёво прославил ещё один Львов — Алексей Фёдорович — автор музыки гимна России «Боже, Царя храни». Исследователи творчества Николая Львова заметили в 1990-х годах руку мастера в архитектуре церкви Петра и Павла в усадьбе Переслегино Торжокского района (ныне д. Загорье), но подтверждающие документы пока не найдены.
Старицкому творению Мастера угрожает полная потеря в любой момент, настолько всё в плохом состоянии. Как ни прискорбно говорить, но мы можем утратить храм безвозвратно. Со своей стороны мы постараемся обратить внимание общественности на данный объект и больше информировать о нём с целью сохранения архитектурной жемчужины Верхневолжья.
До постройки храма в селе Ивановское-Ермолаевых, а именно так оно ранее называлось по фамилии владельцев, жители были прихожанами села Красного. В описи документов за 1797 год имеются документ «О построении прихода села Красного в сельце Ивановском вновь каменной церкви и назначением оной приходскою» (ГАТО, ф. 160 оп. 14-2). Более интересных документальных материалов не удалось найти.
На одном из изгибе реки Волги величаво стоит ещё один храм – Преображения Господня. «Село Холохольня, Дарской волости, а по простонародью «Колокольня», находится въ 7 верстахъ отъ г. Старицы, на лѣвомъ берегу по теченію рѣки Волги, близъ устья приточной рѣки Холохоленки, отъ которой и самое село получило свое названіе». Так начинает описание села местный историк начала XX века И. Крылов в книге «Достопримечательности в уезде».
7 вёрст, как уже знаем, это расстояние от Старице по Волжскому пути, но не по сегодняшнему транспортному, расстояние от Старицы составляет 23 км. Потрясающий вид на быстротечную Волгу, заливные луга, сосновый бор на противоположном берегу и, конечно же, сам величественный храм создают атмосферу умиротворения и спокойствия. Не зря же здесь был основан мужской монастырь. «Въ основаніе свѣдѣній о храмѣ надо положить то, что онъ есть памятникъ бывшаго здѣсь Холохоленскаго мужского монастыря; время основания послѣдняго относится къ XVI столѣтію, когда онъ былъ благословленъ Тверскимъ архіепископомъ иконою съ частицею мощей св. Благовѣрной Княгини Анны Кашинской. Въ мартѣ 1663 г монастырь былъ приписанъ къ Троице-Сергіевой лаврѣ…. Въ конце XVII ст монастырь былъ упраздненъ», — такое описание И. Крылов даёт далее и продолжает: «На кладбищѣ бывшаго монастыря сохранилась одна плита, гдѣ изъ всей надписи можно лишь прочитать: «7100 (1592 г) октября 26 дня».
Убравшись в трапезной части храма и около него, зафиксировав состояние храма не только снаружи, но и сделав снимки сохранившейся росписи внутри храма, волонтерская группа направилась в г. Старицу, в Ильинский кафедральный храм.
Храм стоит на федеральной трассе Р-132 «Золотое кольцо» на отрезке Тверь — Ржев. Храм начали строить в 1782 году, и уже через шесть лет был освящен первый Екатерининский придел церкви. Постройка основного придела — во имя Илии пророка была закончена в 1804 году.
Впервые исторические сведения об Ильинской церкви мы находим в писцовой книге Степана Торбеева за 1624 год: «Церковь Илия Пророк древян клетцки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строение мирское, а у церкви место поповское пусто, двор посадцкой мол отче человек Ивашка Олтуфьев».
Группу встретил благочинный церквей Старицкого округа и настоятель церкви Илии Пророка священник Владимир Марценюк. Он рассказал о начавшейся реставрации икон и показал первые результаты работы реставраторов. Живопись и иконостас храма, по историческим сведениям, принадлежат кисти итальянских мастеров, специально приглашенных в Старицу в XIX веке для росписи Ильинского храма. Точный год написания икон, к сожалению, не установлен. В материалах фонда ГАТО мы узнаём, что за 1821 год есть запись «об устройстве двух приделов с новыми иконостасами», а в 1883 году, вероятно, были установлены новые железные кресты. С тех пор они находятся на своём месте, несмотря, что г. Старица была оккупирован фашистами в годы ВОВ. Ильинская церковь стала единственным храмом в Старицком районе, где службы никогда не останавливались.